Блог О нас Сотрудничество Контакты

Памятники старины

Древние и средневековые памятники, расположенные на территории потрясают своей стариной и величием, они настолько таинственны и романтичны, что привлекают к себе неустанный интерес. Построенные как оборонительные сооружения, либо как дворцы, эти памятники стали настоящими украшениями истории. Многочисленные памятники старины и впечатляющие археологические места, дарят своим гостям уникальную возможность отправиться в историческое путешествие по прошлым эпохам.

На территории Каракалпакстана обнаружено несколько сотен памятников археологии, датирующихся от эпохи палеолита до позднего средневековья. Ко многим из них, например, таким как Топрак кала, комплекс древностей Аяз калы, комплекс Миздакхан, туристические тропы давно проторены, но есть еще немало памятников, которые не менее интересны и уникальны.

Чильпык (Шылпык), культовое сооружение, II-IV, IX-XII века нашей эры.

Кольцевидное в плане сооружение Чильпык расположено на трассе автомобильного пути, в 42 км от Нукуса на юг (в Хиву, Самарканд, Ташкент) на вершине конического холма высотой 35-40 м. В плане он имеет форму незамкнутого, немного приплюснутого круга диаметром около 65-79 м. Стены достигают высоты 15 м. В первых веках н.э. Чильпык был воздвигнут, как зароастрийская дахма (Башня молчания), которая использовалась людьми зороастрийской веры для выставления под открытое небо умерших людей. Тела умерших выставлялись на съедение птицам. После того, как кости очищались от плоти, семья умершего собирала их и помещала в глиняные или каменные урны для погребения.

В 9-11 веках его использовали местные жители округи в качестве сигнальной башни, служившей ориентиром для проходящих по Амударье водным караванам.

Существует много легенд, связанных с этим любопытным памятником. Говорят, что когда-то это место было резиденцией принцессы и ее любовника раба. Здесь они прятались, чтобы избежать гнева ее отца.

Другая легенда гласит, что это сооружение было построено дэвом-великаном, и что башня на западной стороне тропы, ведущей к реке, была образована комом глины, который вывалился у него между пальцев рук, когда он воздвигал стены. Так же, как и в случае других достопримечательностей, как минимум одна легенда звучит более или менее правдоподобно.

Гяур-кала Султануиздагская

Распложена на правом берегу реки Амударьяв 80 километрах к югу от Нукуса по дороге в Турткуль. К ней можно подъехать по небольшой щебеночной дороге, ведущей вниз к реке, которая сворачивает и течет прямо вдоль крепости. Крепость была основана в ранний античный период и продолжала использоваться до IV века н.э. Сегодня все, что осталось от крепости, это северная стена и небольшая часть западной стены. Крепость первоначально имела форму трапеции с типичными для хорезмийской архитектуры двойными стенами и двухярусными галереями лучников, башнями и бойницами.

Остатки сохранились до впечатляющей высоты, что свидетельствует о том, насколько неприступными были эти стены. Северная стена имеет длину 200 метров, а восточная и западная стены имели когда-то длину более 400 метров. В северо-западном углу крепости сохранилось монументальное здание. В нем были обнаружены несколько небольших залов с украшенными песчаными основаниями колонн, тонко оштукатуренными стенами с настенной росписью в нишах, а также, по всей видимости, алтарь. Это здание было, вероятно, культовым храмом огня. Гяур-кала продолжала использоваться примерно до III века н.э.

С этим местом также связана одна легенда.

Давным-давно в городе Кипчак жил богоугодник по имени Шиш-пайгамбар, у которого была очень красивая жена. Гяур, богатый и красивый юноша, влюбился в нее. Она тоже его любила, но влюбленные не могли отыскать возможность быть вместе.

Гяур решил построить крепость в горах и оттуда прокопать туннель, ведущий под дом его возлюбленной. Вскоре влюбленные получили возможность встречаться, однако, спустя некоторое время, муж узнал о неверности своей жены. Он застал их вместе и напал на Гяура. Завязалась борьба, но ни один из мужчин не мог победить в схватке. Когда Гяур устал, он обратился к своей возлюбленной с мольбой о помощи. Она бросила горсть зерен пшена под ноги своего мужа, и он поскользнулся и упал. Упав, он позвал свою верную собаку, которая прибежала и укусила Гяура за ногу. Получив смертельную рану, он упал.

Шиш-пайгамбар позвал свою жену и сказал ей: «Видишь, как собака верна своему хозяину». Он надеялся, что она раскается и вновь станет ему верной, но она повернулась и ушла. Разъяренный Шиш-пайгамбар побежал за ней и убил ее. Он распорядился, чтобы после его смерти его дети отрубили ему ноги, выбросили их и похоронили только его тело.

Джанпык-кала, городище IX-XII, XIII-XIV века нашей эры.

Городище расположено в 6 км юго-восточнее поселка Каратау, на юго-западных отрогах Султануиздагского хребта. Один из живописнейших памятников правобережной части Амударьи. Городище в плане имеет сложную конфигурацию.

Археологические раскопки позволили уточнить хронологию городища. Древнейшая керамика к IV в. до н.э. – I в. н.э. Дата последнего обживания определяется монетами 1319-1320 гг., и 1345-1346 гг. При раскопках обнаружены многочисленные находки, ранее привезенные из различных стран Востока и Запада (Китая, Египта, Европы, Индии). Городище служило портовым городом в средневековье.

На окраине Джанпык калы можно увидеть бескрайние просторы заповедника Бадай Тугай.

Топрак-кала

Расположена в нескольких километрах к югу от Султануиздагского хребта в непосредственной близости от магистральной автодороги Нукус-Турткуль. Она представляет собой обширные развалины, которые до сих пор возвышаются до высоты свыше двадцати метров над окружающими сельскохозяйственными угодьями. Древняя система каналов доставляла сюда воду из пересохшего в наши дни рукава реки Окс.

Крепость была простроена в кушанский период примерно в II–III вв. н.э. и служила резиденцией царей Хорезма. Городище состоит из пяти частей: сектор жилых домов, возведенный вдоль прямы улиц внутри границ фортификационных сооружений; участок земли вокруг храма; крупное монументальное здание, идентифицируемое как дворец или храм; внешний дворцовый комплекс; и крупное огороженное место, которое, возможно, было дворцовым садом.

Центральная улица шириной около 9 метров проходила по всей длинной оси города, а боковые улицы и переулки образовывали кварталы жилых районов по обе стороны главной улицы. Все эти постройки относятся к периоду с II по VI века н.э. Часть их использовалась в качестве мастерских и производственных площадей. Один участок был выделен под храмовый комплекс, который, судя по количеству пепла внутри и вокруг зданий, представлял собой храм огня. В примыкающем здании было найдено большое количество драгоценных предметов, включая браслеты с украшениями с завитками в виде бараньих рогов, стеклянные сосуды, бусы и кольца. Также были найдены фрагменты гипсовых статуй и куски сусального золота.

Дворец в северо-западной части городища является одним из самых крупных и хорошо сохраненных монументальных зданий кушанской эпохи в Центральной Азии. Весь комплекс был построен на рукотворной платформе высотой 14 метров, на которой размешалось центральное здание квадратной формы с рядом правильных помещений, защищаемых башнями. Многие помещения в центральном здании имеют ниши с остатками глиняных скульптур почти в натуральную величину, которые, как полагают, являются статуями царей. Другие помещения богато украшены фресками, изображающие различные персонажи, включая людей, мифологические образы и животных.

Одна из комнат, так называемый «Зал царей», имел алтарь жертвенного огня в самом центре, а вдоль стен в линию стояли статуи, которые изображали «правителей Хорезма». Другая комната, «Зал побед», имела изображения в виде барельефов сидящих правителей с богинями, изображенными сверху. Темы декораций дворцовых комнат отражали военную доблесть и царскую власть.

«Зал оленей» был украшен изображениями оленей, над которыми были установлены панели с изображениями грифонов. Другие многочисленные декорации на стенах изображали виноградные лозы и гранатовые деревья.

Во дворце также был «Зал танцев» с изображениями танцующих мужчин и женщин. Основное нише несло в себе изображение богини-матери с диким зверем. Вероятно, что эти комнаты использовались для отправления обрядов плодовитости царской семьи. Этот комплекс святилища связан с тронным залом, установленным во внутреннем дворе с входными воротами с тремя сводами. В северо-восточной части здания был коридор с настенной живописью изображавшей воду и рыбу, что предполагает его связь с культом воды.

Самой ценной находкой являются письменные документы, являющиеся крупнейшей коллекцией из того небольшого количества имеющихся письменных источников на хорезмийском языке. Тексты были написаны на коже и дереве, а их содержание было по большей части экономического характера, включая расписки, списки рабов и рабочих.

Дворец, который служил в качестве царского святилища и династической резиденции шахов Хорезма, был заброшен в III-IV веках н.э. Городище продолжает существовать в до VI в. н.э. когда произошла военная катастрофа, после которой жизнь в городе не возобновилась, а на его стенах начинает функционировать зороастрийский могильник.

Кзыл-кала, «красная крепость»

Крепость, расположенная в 1,3 километре к западу от Топрак-калы, была построена и заселена в то же время, что и более крупная крепость.

Крепость стоит на ровной площадке среди каналов и полей и является почти квадратной по своей форме. Она имеет башни с двух из четырех сторон, и стены хорошо сохранены и местами достигают 13-16 метров в высоту. Вход в крепость расположен в юго-восточной стене, и к нему можно подойти по наклонному переходу. Кзыл-кала был первоначально построена в поздний античный период, с I по IV века н.э., но была брошена, а затем еще раз восстановлена в XII–XIII века на пороге монгольского нашествия. Стены выполнены из необожженного кирпича, в внешняя стена имеет стреловидные амбразуры. Ведутся споры о том, в каких целях эта крепость могла использоваться, причем некоторые ученые предполагают, что она использовалась в качестве гарнизонных казарм для войск, в то время как другие ученые полагают, что она представляет собой ранний образец одного из многих укрепленных помещичьих особняков, которые были типичными для Хорезма раннего средневекового периода.

Как и многие другие крепости, Кзыл-кала имеет свои легенды. Внутренняя сторона крепости хорошо сохранилась, и входящие сюда посетители окажутся на втором этаже, а нижние помещения можно будет увидеть местами, где глиняные кирпичи размыты. Любознательные местные жители часто проникали ползком в эти подземные помещения, будучи уверенными, что смогут найти золото, однако чаще всего они сталкивались со змеями, которые любят здесь укрываться от палящего солнца.

Это породило предание, которое гласит, что в этих помещениях упрятаны большие груды золота, но никто не может достать их, потому что золото охраняется огромной змеей или демоном.

Аяз-кала

Аяз-кала по праву считается одной из самых эффектных крепостей в Хорезме. На самом деле здесь не одна, а три крепости, сгруппированные вокруг возвышающегося холма на восточной стороне Султануиздагского хребта.

Первая крепость, Аяз-кала I, расположена на вершине скалы и является одним из укрепленных фортов на окраине пустыни Кызылкум. Являясь одним из звеньев оборонительной системы древнего Хорезма она обеспечивала защиту от набегов кочевников. Взобравшись на скалу и взглянув в западном направлении можно увидеть другие звенья цепи пограничных оборонительных сооружений — крепости Малый и Большой Кырк-кыз-кала.

Аяз-кала I занимает площадь 2,7 гектаров и имеет прямоугольную форму. Стены хорошо сохранились до 10-метровой высоты. До сих пор в стенах можно четко рассмотреть башни, двухярусные галереи для лучников и бойницы, расположенные на равном расстоянии друг от друга.

В нижнюю галерею можно войти с уровня поверхности земли недалеко от ворот. Галереи обеспечивали защиту и легкость перемещения для многих лучников, ко торые охраняли крепость. Аркообразные своды нижних галерей сохранились до наших дней, и посетители могут пройтись внутри этих сводов. Строительство сводов началось в IV веке до н.э., когда было построено ярусное ограждение. Позднее, в III веке до н.э. были дополнительно возведены круглые башни. Сложная система ворот является типичной для хорезмийских пограничных крепостей. Массивные ворота, защищаемые двумя прямоугольными башнями, ведут в небольшое прямоугольное пространство, окруженное со всех сторон высокими стенами, с которых лучники могли обстреливать врага, если ему удавалось взломать первые ворота. Поворот под прямым углом в сторону вторых ворот, ведущих непосредственно внутрь крепости, разрушал последнее усилие врага, оставшееся после взлома первых ворот. Считается, что крепость продолжала использоваться примерно до I века н.э., хотя вполне возможно, что она могла служить убежищем для местных жителей вплоть до раннего средневекового периода.

Существует легенда, связанная с этой крепостью, согласно которой в давние времена хорезмийский царь приказал построить крепость для защиты северных границ своего государства от набегов пустынных кочевников. Он объявил, что тот, кто сумеет построить такую крепость, получит в жены его красивую дочь.

Пастух по имени Аяз, живший на границе Хорезма, начал строить крепость, но затем узнал, что царь нарушил свое обещание и выдал свою дочь замуж за другого мужчину. Услышав об этом, пастух немедленно прекратил строительство крепости, и она осталась недостроенной. Любопытно, что археологическое исследование показало, что крепость на самом деле является недостроенной.

Аяз-кала-II представляет собой небольшую почти овальную крепость, связанную крутым переходом с открытым поселением на равнинной местности к западу от крепости. Сюда можно попасть через ворота с юго-западной стороны, либо поднявшись по крутому переходу, либо по тропинке, огибающей стены с северной стороны.

От ворот крепости, вниз, отходит пандус, когда-то связывавшая ворота крепости с входом в большой роскошный дворец у подножия холма. Во дворце археологами были открыты залы с колоннами, элегантная скамья, церемониальная площадка, стенная живопись и храм огня. Здесь были найдены монеты хорезмийских царей династии Афригидов, в частности, монеты царя Бравика. Дворец был построен приблизительно в IV веке н.э. и был позднее разрушен двумя последовавшими друг за другом пожарами. В течение короткого периода он был вновь заселен и использовался в качестве жилья в VI–VII веках н.э.

Аяз-кала III представляет собой укрепленное сооружение в форме параллелограмма, расположенное на открытой равнине ниже крепости Аяз-кала I. Эта крепость имеет двойную стену, защищенную прямоугольными башнями по всему периметру, и ворота усложненной конструкции в средней части западной стены. Крепость занимает площадь около 5 гектаров. Наружные стены были построены в I–II веках н.э., в то время как монументальное здание в северо-восточном углу крепости было, возможно, построено еще раньше — приблизительно в V–IV веках до н.э. Аяз-кала III, вероятно, использовалась во времена Кушанской империи в первые века н.э. в качестве гарнизона или, возможно, в качестве резиденции правителя и убежища для местных земледельцев, тогда как старая крепость Аяз-как I, стоящая на вершине холма, могла быть укомплектована небольшим количеством воинов и использовалась просто в качестве наблюдательного поста.

Вокруг стен крепости были найдены остатки многих крестьянских усадеб с жилыми строениями, сельскохозяйственными угодьями, стенами и виноградниками. По мнению археологов в аязкалинском поселении было развито виноделие. Археологами открыты производственные помещения – винодавильни и помещения, где вино хранилось. В этих помещениях обнаружены огромные сосуды – хумы, предназначавшиеся для хранения вина. По подсчетам археологов в год на аязкалинском поселении могло производиться до 10-12 тонн вина.

Кырк-кыз кала Большая

Расположена на севере древнего Беркуткалинского оазиса, на отрогах Султануиздага в Элликкалинском районе республики. Датируется периодом с IV века до н.э. до VII–VIII веков н.э. Расцвет жизни на крепости относится к III-V вв.н.э.

Она расположена на границе орошаемых земель и является составной частью цепочки пограничных крепостей, расположенных в восточном направлении от Аяз-калы. Крепость находится недалеко от дороги к северу от магистрального шоссе Бустан-Турктуль. Крепость была основана в ранний античный период, затем перестроена в поздне-античную эпоху и снова восстановлена в VII–VIII века н.э. В период правления Афригидов территории внутри и вокруг крепости являлись центром по производству гончарных изделий.

Кургашин-кала

Расположена в 17 кило- метрах к северу от Джанбас-калы на той же линии холмов. Крепость хорошо сохранилась, и некоторые башни до сих пор стоят до высоты второго этажа. Она занимает площадь 1,4 гектара. Кургашин-кала была построена в IV–III веках до н.э. и продолжала использоваться до IV века н.э. Эта крепость является необычной по своему сочетанию круглых и прямоугольных оборонительных башен и по различным методам обработки, которые использовались в каждом углу. Ворота находились в центре юго-восточной стены и защищались предвратным лабиринтом. Передовые оборонительные сооружения усиливают оборону крепости. Крепость была расположена в стратегически важном районе и защищала северо-восточный участок древнего хорезмийского государства.

Как говорят местные пастухи, название крепости происходит от тюркского слова, означающего «свинец», который предположительно добывался недалеко от этого места.

Гульдурсун-кала Большая

Укрепленный город Гульдурсун расположен недалеко от дороги, ведущей от Бустана в Турткуль. Крепость была построена на основе запустевшей античной крепости. Это городище является одной из крупнейших крепостей древнего Хорезма. Внешние стены и башни датируются XII веком н.э.

Крепость имеет сложные фортификационные сооружения и монументальные ворота, расположенные посредине восточной стены. В ходе археологических раскопок здесь было обнаружено большое количество гончарных изделий, относящихся к древнему и средневековому периоду, а также множество изделий из бронзы и монет. Монеты указывают на то, что эта крепость была заселена до 1220 года в период правления Мухаммеда Хорезмшаха, когда в Хорезм вторглись монгольские войска.

С этим местом связно много легенд. Одна из самых известных легенд повествует о том, как этот город получил свое название.

Гяур-Кала Ходжейлинская

Расположена на Миздахкане - археолого-архитектурный комплекс, IV век до нашей эры, XIV век нашей эры.

Археологический комплекс древнего Миздахкана расположен на значительной площади более 200 га, вдоль крупных магистральных трасс по пути в Куня-Ургенч (Туркменистан) и северные районы Республики Каракалпакстан – Кунградский и Муйнакский и на плато Устюрт.

Основные его части, расположенные на трех холмах, включают в себя крепость Гяур-Кала, мавзолеи Шамун наби, Мазлумхан Сулу, Халфа Ережеп, Караван сарай. При раскопках найдены уникальны оссуарные погребения, монеты, различная бытовая утварь, стекло, высокохудожественные изделия из золота.

Пулжай

Городище расположено в 45 км к северо-западу от г. Кунград. Памятник состоит из нескольких частей. На краю плато Устюрт находятся развалины башни. Над самым обрывом на мысу находится городище. Внизу на равнине расположено огромное неукрепленное поселение.

Башня квадратной формы, сложена из тесаного камня. В настоящее время она совершенно разрушена и представляет собой довольно высокую квадратную груду каменных блоков и их обломков.

Городище сохранилось гораздо лучше, имеет очертания квадрата. Все четыре угла и середина каждой из стен укреплены башнями.

Городище строится в IX-X вв., после того, как этот район обводняется в результате прорыва дамбы ниже Гурганджа (совр. Куня-Ургенч, Туркменистан) и изменения направления русла Амударьи.

Крепость Пулжай, также являлась торговой факторией, где производилась торговля между средневековыми кочевниками Устюрта (огузами, кипчаками) и хорезмийскими купцами.

XII – начале XIII вв. были временем значительного развития поселения. Это связано с образованием огромной империи Хорезмшахов и общим подъемом экономической и культурной жизни Хорезма этого времени. В это время Пулжай занимает очень выгодное географическое положение, так как он лежал на большой караванной дороге, связывавшей Среднюю Азию с Восточной Европой. Город, вероятно, имел немаловажное значение как посредник в торговле между степными племенами с оседлым земледельческим населением Хорезма. В XIV в., в результате военных походов Амира Тимура, а также разливом вод Аральского моря, городище и поселение покидаются, и жизнь не возобновляется здесь.

Другой торговой факторией, где производилась торговля хорезмийцев с кочевниками Устюрта является Курганча (Давлетгирей), расположенная на чинке Устюрта между мысами Улькентумсук и Актумсук, в 146 км к северу от Пулжая. Место, где расположено городище весьма живописно. Если подъехать к чинку, то можно увидеть сигнальную башню, стоящую на одном из оползней. Само городище с чинка не просматривается. Чтобы его увидеть, необходимо спустится по спуску и пройти около 1 км под обрывом. Городище расположено прямо под башней.

Памятник имеет форму прямоугольника размером 50х44 м, ориентированного стенами по сторонам света. Находки представлены бусами из голубого стекла шаровидной и овальной формы и раковинами с отверстиями для нанизывания. Керамический материал датируется ХII – начало ХIII вв. Кладка в “елочку”, примененная на башне на юго-западном углу, характерна для Хорезма золотоордынского времени. Городище является остатками торговой фактории, вынесенной далеко на север, где происходили торговые обмены хорезмийцев с приходящими с севера кочевниками.